26.08.19
В рамках первого фестиваля StartUp Ferma организаторы провели StartUp Lunch для молодых предпринимателей и Best Lunch для потенциальных инвесторов в стартапы
Что лучше способствует развитию нового бизнеса - идеальная эко-система или трудности реальной жизни, надо ли ориентировать стартап на зарубежные рынки, и можно ли научить создавать то, чего нет – вся правда о стартапах и их последствиях для инвесторов обсуждалась участниками двух деловых обедов в рамках фестиваля StartUp Ferma в семейном ресторане «Ферма Бенуа».

Организовать BestLunch с инвесторами и фондами помог Банк «Санкт-Петербург» и традиционные партнеры ГК «Бестъ»: компания «Авантел», юридическая фирма «Дювернуа Лигал» и компания «ЛИИС». Модерировали встречу Елена Кром, шеф-редактор РБК Петербург, и Георгий Рыков – генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость», сооснователь венчурного фонда Best Ferma и идеолог фестиваля StartUp Ferma.

О том, как инвестировать в стартапы на ранней стадии и чего ждать инвестору, собравшимся рассказал председатель оргкомитета StartUp Ferma, советник первого заместителя председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Михаил Гаврилов. В частности, он привел статистику, сколько стартапов (компаний, способных быстро вырасти в 20 раз и больше на продукте, которого раньше не существовало) оправдывают ожидания своих основателей и инвесторов.

Эксперт показал, на какие этапы раскладывается жизненный цикл стартапа, и каких инвестиций требует каждый из них.

Главным правилом инвестора остается вовремя войти в стартап и вовремя из него выйти. Чтобы минимизировать возможные потери и действовать увереннее, лучше объединяться с другими инвесторами в пулы и синдикаты, дробить вложения на раунды, и инвестировать туда, где деньги действительно помогают. Лучшим способом финансовой поддержки проекта на ранней стадии Михаил Гаврилов считает конвертируемый заем. Кредитор не становится соучредителем новой компании, но в случае, если следующий раунд инвестиций будет благополучно закрыт, он может обменять заем на долю в бизнесе. Это снимает вопрос о том, как выйти из стартапа, который оказался неудачным.

Впрочем, помочь начинающему бизнесу могут не только деньги.

«У нас в группе не моно-бизнес, а довольно разнообразные проекты, которые складываются в экосистему. В ней мы вполне можем быстро вырастить интересный стартап, - отметил председатель совета директоров ГК «БестЪ» и основатель фонда Best Ferma Андрей Лушников. – Мы ищем тех, кому можем что-то дать - поддержать знаниями, опытом, средой, в которой есть ресторан, бизнес-центры, отели, школа, коворкинг. Резиденты PAGE способны прокачать бизнес новичка не хуже любого инкубатора. Мы можем предоставить бухгалтерию, маркетинг, взять на испытание некоторые продукты. Иногда это лучше делать без доли в бизнесе. И конечно, мы готовы поддерживать только те идеи, которые предназначены для открытого рынка, для потребителя».

Участники бизнес-ланча обсудили секрет появления в США Силиконовой долины и вероятность появления аналогичной питательной среды для технологических стартапов в Петербурге.

«Наше государство инициирует много правильных проектов, таких как Агентство стратегических инициатив и другие. Но цикл жизни таких проектов невелик, потому что любые следующие инициативы имеют свойство убивать инициативы предыдущие, - считает Андрей Соколов, генеральный директор Технопарка Санкт-Петербург. – Любые перемены во власти влекут за собой проверку эффективности институтов развития. И вместо того, чтобы работать, в них начинают заниматься отчетностью. К тому же Петербург инертный город. Ему следовало бы действовать, как Татарстан, который стремится вытаскивать целевые деньги из любых федеральных программ. В Силиконовой долине не было никакого чуда. Это была стагнирующая территория, куда сначала собрались инженеры, занятые в разработках и исследованиях для вооруженных сил США. Потом там возникла экосистема, в которой лучшие инженерные умы сами стали производить инновационные продукты».

«Говорить, что в наших университетах нет технологических проектов – значит, лукавить. Их у нас на «ярд», - заявил директор центра развития технологического предпринимательства при Политехническом университете Александр Гаврюшенко. - Но в университете проекты делаются на уровне лабораторных образцов. А промышленности нужен продукт на уровне TRL 9, который прошел все испытания, удовлетворяет инженерным, производственным, эксплуатационным требованиям по качеству и надёжности, который можно модифицировать. Есть инновационная яма между университетом и промкой, и ее у нас в стране никто не засыпает. Ни один университетский проект без финансовой и менторской поддержки не выстрелит».

«В классическом телекоме не так много места остается для инноваций, - уточнил директор Санкт-Петербургского филиала компании «Авантел» Виктор Филиппов. - Вопросы построения сетей, выбора оборудования, эксплуатация уже имеют проверенные решения. Но сервисы и надстройки над ним будут развиваться, и здесь стартапам есть где развернуться. Я не стал бы интегрировать такие проекты в нашу компанию, но рассмотрел бы как отдельный бизнес».

В Банке "Санкт-Петербург" научились привлекать стартапы к разработке сервисов с помощью компании, которая делала для банка основные IT-решения, не интегрируя разработчиков в свою структуру, но предоставляя поле для деятельности.

В конечном счете, участники делового обеда пришли к выводу, что именно трудности повседневной жизни и нехватка средств стимулируют стартапы к активному росту и развитию, но даже они зачастую не могут научить разработчиков новых продуктов делать бизнес. Инвестор, который вкладывает деньги в перспективную команду, должен быть готов к тому, чтобы стать управляющим, не ущемляя свободы тех, кто генерирует идеи.

«Технологический стартап чаще всего бывает основан не предпринимателем, а разработчиком продукта, возможно – ученым, - подчеркнула Луиза Александрова, основатель и директор по развитию Союза организаций бизнес ангелов (СОБА). - Если «мозговой центр» уйдет, ничего не будет. При этом разработчики и сами говорят, что нехватка денег заставляет их быть креативными. Инвестору надо внимательно смотреть на команду. И если она выходит на раунд инвестиций, ему, возможно, придется стать генеральным директором. Нельзя дать деньги на стартап и забыть о нем».

«Как защитить свои инвестиции в стартап? Крупные венчурные фонды, как правило, берут долю не больше половины, оставляя ребятам свободу и ощущение того, что они хозяева, - отмечает Александр Арбузов, партнер юридической фирмы «Дювернуа Лигал». - Надо иметь в виду, что такой бизнес завязан на специалистов. Если не создать определенных правил, они могут пойти работать над созданием параллельного продукта. Важно обеспечить конфиденциальность (особенно если стартап связан с разработкой программного обеспечения) и условие о неконкуренции на то время, пока вы владеете долей в бизнесе, и какое-то время после этого. Важно заранее знать, как вы будете выходить из стартапа, чтобы уйти хотя бы в «нуле». Большинство старапов структурировано неправильно, разработчики знают только свою тему, не было грамотного юридического сопровождения, нередко у них не очень хорошая финансовая история, ошибки в отчетности. Нужен due diligence, но на раннем этапе это стоит недорого – бизнес не раскручен, длинную историю проверять не надо».

Тормозом для развития технологических стартапов служит не столько дефицит идей или денег, сколько нехватка специалистов и людей с предпринимательской жилкой. Еще одним препятствием является узость и низкая платежеспособность российского рынка, где только два города имеют возможность приобретать продвинутые продукты и услуги.

«Чтобы вырасти, стартап должен ориентироваться на глобальный рынок, местного недостаточно, говорит Максим Баланев, исполнительный директор Санкт-Петербургского Фонда развития бизнеса. – Половина участников сегодняшней питч-сессии – с адресами в США. Наш фонд при поддержке правительства Петербурга в этом году организует выезд 10 команд на Web Summit и Slush - два крупнейших мероприятия, попасть на которые мечтают все начинающий предприниматели. Также в ноябре в Петербурге пройдет Международный инновационный форум, где будет подробно обсуждаться опыт создания успешных стартапов, проблемы экспорта и продвижения на международные рынки».

По мере того, как технологии все лучше масштабируются «поверх» государственных границ, венчурные инвесторы осознают, что труд российского инженера стоит в несколько раз дешевле американского при сопоставимом качестве продукта. И начинают инвестировать в технологические стартапы с производством в России и командой продаж на Западе.

«Для развития больше всего не хватает людей, – констатирует Андрей Чекан, директор по развитию компании «ЛИИС». - Правильные люди приносят в компанию и деньги, и идеи. Мы стараемся внутри компании находить таланты и не строить жесткую иерархию, а давать свободу. К сожалению, для поколения Z самая понятная ролевая модель – это заработать «быстрые деньги». Неважно, что придется для этого делать».

«Я начал заниматься проектом Startup Junior именно от дефицита качественных людей с качественными проектами, - сообщил Александр Ружинский, основатель фонда «Петербургский стартап». – Мы готовим людей, с которыми через пять лет можно будет зарабатывать деньги. У подростков больше шансов стать предпринимателями. Они еще не забыли, как создавать то, чего еще нет. В них осталось это волшебство. Гораздо более тяжелая аудитория – пожилые люди, но к ней мы тоже идем, чтобы вернуть им эти навыки. И совсем безнадежны люди среднего возраста – платежеспособные, но косные, на которых сегодня делают деньги коучи и бизнес-школы».

В дискуссии также приняли участие Георгий Семененко, генеральный директор ПАО «Кировский завод»; Евгений Елисеев, начальник отдела поддержки начинающих предпринимателей «Центр развития и поддержки предпринимательства»; Кирилл Фролов, генеральный директор «Мелстон»; Александр Басалыгин, собственник BS Group (креативные пространства «Голицын-Лофт», «Флигель», «Третий кластер» и др); Алексей Грудинин, доцент факультета инфокоммуникационных техно-логий Университет ИТМО, Олег Бахтияров, директор Институт психонетических исследований и разработок (Москва); Екатерина Андреевская, совладелица проекта «КидБург»; Евгений Данилович, директор УК «Слетать.ру»; Денис Федоров, собственник 1000 мелочей.

StartUp Lunch - обед для молодых предпринимателей состоялся при поддержке Банка «Санкт-Петербург». Ведущими дискуссии под названием «Трудно быть богом или Как создать то, чего пока нет?» стали Николай Антонов, генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ») и Алина Васильева, руководитель проектов Дирекции малого бизнеса Банка «Санкт-Петербург».

Ланч начался с обсуждения основных трендов, внутри которых возникают стартапы, в частности – цифровизацию бизнеса и развитие экономики совместного потребления (шеринг-экономики).

Выяснилось, что основная масса новых компаний в России возникает отнюдь не в сфере IT. Начинающие предприниматели активно идут в частную стоматологию, издательские проекты, сферу бухгалтерского учета и налогового консультирования, бизнес, связанный с организацией торжеств, розничной и оптовой торговлей, строительно-монтажными работами, доставкой продуктов, а также в ресторанный бизнес. Уровень доходов и потребительских запросов здесь достаточен для сервиса, близкого к ежедневным потребностям людей. И хотя стартапом в полном смысле слова такое предпринимательство назвать сложно, шансы у него неплохие.

Участники ланча рассказали, что помогло им сделать главный выбор: наемная работа или работа на себя, как они оценивают новые бизнес-идеи, какой частью будущей прибыли готовы были бы поделиться с потенциальным инвестором. Оказалось, что большая часть собравшихся согласились бы продать проект за хорошие деньги, но есть и такие, кто даже ценой риска предпочел бы реализовать его самостоятельно. В общении с инвесторами самая типичная проблема – предоставление реальных данных о рынке, их достоверность. А вот успех стартапа зависит не столько от внешних условий и даже не от наличия финансовых ресурсов, сколько от команды и от того, насколько точно диагностирована проблема, которую эта команды взялась решать.

Молодые петербургские предприниматели охотно пользуются возможностями акселераторов – как для приобретения навыков в бизнесе, так и для нетворкинга с возможными инвесторами. Они не боятся конкуренции с западными аналогами своих продуктов – собственное решение сможет оказаться более универсальным, совершенным или хотя бы лучше упакованным. Они также морально готовы выходить на зарубежные рынки.

«В бизнес-школах нас учат классике: как написать бизнес-план, как собрать команду и настроить ее на решение задач, как построить маркетинг и продажи, - подвел итоги встречи Николай Антонов. – Но никто не говорит о том, что невозможно скопировать чужой успех так же, как невозможно скопировать радугу. Для этого оптического эффекта должно совпасть огромное количество факторов, и это совпадение не поддается моделированию. Также и в бизнесе: принцип «делай как я» - не работает. Каждый успех – своего рода уникальное природное явление».

В финале участники бизнес-ланча вспоминали самые абсурдные или парадоксальные бизнес-идеи, которые в итоге «выстрелили».

В ланче принимали участие Михаил Вдовенко (компания Hubex), Алексей Кириченко (компания «Польза»), Александр Деревянко (проект Агротруд), Олег Новиков (проект O.Vision), Михаил Гутников («Спецвидеоаналитика»), Андрей Овчинников (Quarta), Руслан Джамалов (Эко Ферма Джамаловых), Анри Бер ( сервис GastroReview), Наталья Новгородова (Клиника персонифицированной медицины и здоровья AMG), Елена Голова (LenaGolovaCollection Plus Size), Александр Ганичев (интеллектуальная система Смарт-Апарт), Станислав Кутузов (проект «Финансист»), Сергей Головин (Sarafan Technology), Николай Зубов (проект Ignisimo), Евгений Ветров (Electric Princesses), Сергей Трошков (Директор по инвестициям Cursor - Агентство по развитию региона Котка-Хамина (Финляндия), Анастасия Жигач (журналист) и другие.

Фото Best Lunch
Фото StartUp Lunch

Контакты
тел.: +7 (812) 635-99-99

Заявить о себе: best@bestgroup.ru
По вопросам программы и партнерского участия: she@bestgroup.ru
Made on
Tilda